Некоторое время назад, когда Вячеслав
Бутусов посетил с концертом соседнюю Караганду, одна из журналисток
написала, что если бы даже бывший лидер знаменитого "Наутилуса
Помпилиуса" вышел на сцену и просто молчал, зал все равно
разрывался бы от аплодисментов и криков восторга. Эту фразу
вполне можно отнести и к нашему Петропавловску. Бутусова и "Ю-Питер"
у нас ждали. Ждали давно и упорно, и когда о приезде звезды
заявили всенародно и объявили достаточно высокую цену на билеты
(их стоимость колебалась от 2 до 4,5 тысячи), поклонники ни
минуты не колебались. Желание увидеть легендарного музыканта
не знало в Петропавловске границ.
В результате - полный аншлаг. Билетов не было практически за
три дня до концерта. Журналисты с нетерпением ждали интервью,
фанаты - выступления кумира. И это не просто слова, поскольку
Бутусов для поколения конца 80-х - начала 90-х годов -больше,
чем исполнитель. Он символ новой волны, того рывка к пьянящей
свободе, которую испытали 15 лет назад во время бешеной популярности
"Hay" все, кому было тогда 20... Так что руководители
концертно-продюсерского центра "Инкар", устроившие
приезд звезды в наш город, не прогадали. Как принято говорить,
вкусы самых требовательных и изысканных меломанов остались удовлетворены.
До того как выбрать рок и сделать его своей основной профессией,
Слава Бутусов не сильно отличался от своих сверстников. Увлекался
музыкой, слушал радио "Юность" и "Led Zeppelin".
Мечтал о хорошей гитаре. По окончании школы с первого захода
поступил в Свердловский архитектурный институт и той же осенью
1978-го познакомился с другим первокурсником - ДимойУмецким.
Их музыкальные вкусы и идеи совпали, в основание знаменитого
проекта под названием "Наутилус Помпилиус" был заложен
первый камень. Но свои песни в группе появились только в 1983-м,
к моменту окончания института. Первый альбом "Переезд"
был довольно беспомощным, но он принес Бутусову знакомство с
Игорем Кормильцевым, которое через два года перерастает в плотный
творческий тандем. Его результатом стал альбом "Невидимка".
"Hay" завоевывает все больше и больше поклонников,
коллектив становится известным рок-тусовке всей Сибири. В августе
1986 года СССР узнал "Разлуку", и по всей стране начинается
истинная "наутилусомания". Своего апогея она достигает
в 1994-1995 годах. Альбомы "Титаник"'и "Крылья"
бьют рекорды всех хит-парадов и лидируют в списке продаж. Годом
позднее на экраны выходит знаменитый "Брат" Алексея
Балабанова, где главный герой Данила Багров вполне подтверждает
бытующее на пространстве СНГ мнение: Бутусов и "Hay"
- лучшие рокеры десятилетия. Ихлюбят за простоту и ассоциативность
текстов, минимум конкретики и низкий, "бутусовский",
голосовой тембр. Но на пике признания группа прекращает свое
существование. "Наутилус" уплыл навсегда.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ "НАУ"
В том же 1997-м Вячеслав начинает сольную карьеру и на полную
катушку экспериментирует. Первым экспериментальным проектом
становится "Незаконнорожденный Алхимик Доктор Фауст - Пернатый
змей", созданный совместно с экс-гитаристом "Кино"
Георгием Гаспа-ряном. Потом были альбомы "Овалы",
"Пятиугольный грех" и записанный вместе с питерским
дуэтом "Deadyшки" "Элизобарра-Торр". Второй
подарил поклонникам хит "Гибралтар-Лабрадор", третий
-"Настасью". В 2001 году Бутусов вместе с Гаспаряном
и бывшим участником "Аквариума" Олегом Сакмаровым
создают группу "Ю-Питер". Барабанщиком знаменитого
коллектива становится малоизвестный Евгений Кулаков, играющий
в проекте "Пойманные муравьеды".
Параллельно с музыкой Вячеслав пробует себя в другом амплуа.
Недавно он выступил в роли организатора детского благотворительного
концерта в Беларуси, в котором были задействованы различные
детские песенные, танцевальные коллективы, ансамбли народных
инструментов. Этим же составом они дали два концерта в Москве
и Санкт-Петербурге. Но, как признался сам музыкант, это был
стационарный, одноразовый проект.
ЧТО УВИДЕЛ ГОРОД
Перед Петропавловском Бутусов предстал в лучшей вокальной форме.
Пожалуй, только менее общительным, чем обычно. Позднее на пресс-конференции
Вячеслав объяснит такое "прибитое" свое поведение
тем, что дорога к нам у коллектива заняла двое суток. Сначала
музыканты добирались на поезде из Минска в Москву, потом полдня
толклись в российской столице, потом ночью летели в Омск и остаток
ночи добирались к нам на автобусе. Так что дорога была аховая.
Тем не менее это не помешало "га-питерцам" исполнить
самые знаменитые песни. Были и "Настасья", и "Прогулка
по воде", и "Гудбай, Америка". Равный процент
в концерте занимали и новые композиции: "Сердце камня",
"Колесницегони-тель", "Ударная любовь".
В общем, было все, на что может рассчитывать душа поклонника
творчества Вячеслава. Вот только некоторые жаждали чего-то ими
одними любимого, выкрикивая свои просьбы из зала. На что музыкант
возразил, что городу предоставляется уникальная возможность
услышать еще что-нибудь, помимо "Крыльев". Бутусов
вообще был очень корректен и галантен. Терпеливо позировал для
фото и раздавал автографы. "Хотя мне это ужасно надоело",
- признался звезда уже после интервью, когда я, признаюсь, к
своему стыду, тоже поддалась кичу и попросила сфотографироваться,
поинтересовавшись, как он относится к растиражированию. Тем
не менее Бутусов ответил очень доброжелательно, осознавая всю
мощь своей популяр-ности. Впрочем, силу его обаяния проверили
на себе все присутство-oвавшие на пресс-конференции журналисты.
В него очень легко влюбиться. Так что его звездный статус врядли
нуждается в подтверждении. Разговор наш шел очень непринужденно.
Приведу вам, читатели, практически все вопросы, что адресовали
Бутусову представители местных средств массовой информации:
-Слава, "Nautilus" является для нескольких поколений
своего рода символом. А вас по праву считают одним из основателей
русского рока. Вам самому не страшно быть человеком-легендой?
-Нет, не страшно. Но мы не основатели, мы подхватили. Мы второй
эшелон.
-Но ведь ктем, кто начинал, к музыканту вашего уровня предъявляются
высокие требования?
-Да.
-Вас не огорчает, что "Овалы", те же хиты "Гибралтар-Лабрадор",
"Настасья" не повторили успеха синглов "Крылья"
и "Титаник"?
-А у них и не было такой задачи. Успех - это сочетание неведомых
нам вещей, от нас независящих.
-Что же определяет тогда вашу популярность, на ваш взгляд, и
почему вы так долго на волне?
-Этого я не знаю, я же не аналитик, не музыкальный критик. Мне
трудно сказать. Если так углубляться, то надо рассуждать на
эту тему, сесть на час, подумать. А так я не могу сказать. Я
считаю, что это стечение обстоятельств. Всему свое время и всему
свое место.
-В состав группы "Ю-Питер", созданной вами, входят
музыканты более опытные, с именами, это облегчило работу или
усложнило?
-Конечно, облегчило. Никаких серьезных столкновений не было.
Но тем не менее два года нам понадобилось для того, чтобы как-то
на ноги встать.
-Премьера первого альбома состоялась в сентябре, с момента выхода
прошло уже три месяца. Вы удовлетворены?
-Я-да.
-А результаты продаж?
-Я не знаю, какие продажи. Потому что мы этим не занимаемся,
мы это не контролируем.
-Вы ими не интересуетесь?
-Даже если мы поинтересуемся, нам все равно никто правды не
скажет. А в целом я доволен.
-Почему, создавая коллектив, такие известнейшие музыканты, как
вы, Сакмаров, Гаспарян, остановили свой выбор на менее известном
музыкальному миру Евгении Кулакове?
-Во-первых, не так уж много свободных барабанщиков, которые
не заняты в коллективах. Все хорошие, надо сказать, уже где-то
играют. Такова эта схема. А с Женей нам просто повезло. Он играл
в различных коллективах, в том числе и в известных, таких как
"Петля Нестерова", и мы его переманили. Но он как
бы не оставляет свой коллектив "Пойманные муравьеды"
и продолжаете с ним сотрудничать.
-За весь творческий путь у вас было очень много экспериментов.
Вы попробовали себя в различных стилях, жанрах. В каком из них
вам было интереснее всего работать?
-На концертах меня привлекает живой звук, акустический. А в
студии я все-таки испытываю какую-то предрасположенность к электронике.
Потому что мы начинали в стилистике новой волны, а это необходимый
элемент.
-В свое время Алла Пугачева назвала вас своим любимым рокером.
А как вы относитесь к ее творчеству?
-Я, честно говоря, не помню, чтобы она так говорила, но был
короткий период, когда мы имели возможность общения. Это было
давно. А я к ней отношусь как к примадонне.
-Сейчас очень модно перепевать чужие песни. А как бы вы отнеслись
к тому, что вашу песню перепел бы 'кто-нибудь из попсовых исполнителей?
Например, Киркоров.
-Смотря как они ее перепоют.
-Значит, если они ее перепоют хорошо, вы возражать не будете?
-Если очень оригинально, то не буду возражать. Мне самому интересно,
как бы ее спел Киркоров.
-А какую музыку вы слушаете сами, за исключением рок-музыки?
-Дома я стараюсь слушать возвышенную музыку. Например, мужской
хор Североафонского монастыря.
-А если вам предлагают послушать что-нибудь из попсы?
-Мне нравится, но не все. Иногда нравится, иногда нет.
-В одном из интервью вы сказали, что в музыке сейчас доминируют
понятия "модность-немодность" и на современной эстраде
нет коллектива, который бы всех заводил. Причина этого кроется
во времени или просто нет такой команды, такого направления?
-А ее одной никогда и не было. Нет, все есть. Просто все зависит
от уровня, от качества. Не столько от исполнения, сколько от
того, что в голове вообще происходит. И я могу назвать многих
исполнителей, но было бы некорректно, если бы я взял список,
составленный вами, и сказал: "Вот этот мне нравится, вот
этот нет". А то я кого-нибудь забуду и получится коряво.
Несправедливо.
-На ваш взгляд, у русского рока есть будущее?
- У всего есть будущее, у всего.
-Но с изменениями?
-Просто нужно добиваться, добиваться совершенства, универсальности.
-Вячеслав, сегодня мы слышали песни времен "Hay".
Как вы их отбираете?
-Мы взяли песни в хронологическом порядке из разных проектов,
в которых я участвовал. В том числе из проекта "Наутилус
Помпилиус". Их, естественно, было больше, и я подбирал
таким образом, чтоб мы
могли озвучить в том составе, в каком мы есть. Это основной
критерий.
-И аранжировка была достаточно оригинальной, даже у старых песен...
-Естественно, все надо переделывать. А как же еще. Все нужно
подгонять под те обстоятельства, которые в данный момент, как
вы говорите, доминируют.
-В мировой музыке существует тенденция, когда коллективы, распавшись,
через некоторое время вновь объединяются и выпускают новые альбомы.
Поклонники "Наутилуса" могут рассчитывать на что-либо
подобное?
-Нет, это невозможно. Это профанация будет. Потому что есть
люди, которые просто умерли. Как это все можно сделать? Невозможно...
-Как Фредди Меркьюри, к примеру, когда использовали студийные
записи его голоса.
-Это и есть профанация.
-Вам важно мнение ваших коллег, друзей, ваших близких?
-А как же. Я же должен ориентироваться в пространстве.
-А если к вам придет Шевчук и скажет, что эта песня у вас вышла
не очень-то хорошо. Как вы отреагируете?
-Он если ко мне и приходит, то по другому поводу. Можете не
сомневаться. Он приходит так, поболтать. Мы песни друг друга
не обсуждаем вообще никогда. У нас даже мыслей таких нет.
-Некоторое время назад вы проиллюстрировали книгу "Машины
времени", сборник стихов Кормильцева. Нет ли у вас желания
вернуться к архитектуре, которую вы оставили в 1983 году?
-Вот с архитектурой сложно. Все, что касается смежных профессий,
самая сложная для осуществления архитектура.
-Причина в монументальности?
-Во-первых, я по специальности градостроитель, а новые города
сейчас никто не строит. Даже в Японии. А так применить свои
знания я могу. Например, в ремонте своей квартиры.
-Вы сами ее проект делали?
-Нет. Нам, конечно, помогали, потому что я все время в разъездах.
Но я иногда вставляю свое веское слово.
-Насколько же оно веское, оно главенствует?
-По крайней мере, к нему прислушиваются. Потому что Дима-дизайнер
- знает, что я архитектор, и он особенно не возмущается.
-А нет желания поучаствовать в проектировке какого-нибудь здания
в Питере или рок-центра?
-Есть такие задумки, но они настолько эфимерны пока... Но если
будет возможность, я обязательно в них поучаствую. Именно напрямую,
как архитектор. Речь идет о детском благотворительном центре
искусств.
-Если бы у вас была возможность повернуть время вспять на 20
лет назад, что бы вы хотели изменить в своей жизни?
-Ничего. Поэтому я бы даже не стал пытаться это делать. А какой
интерес попадать туда, где ты уже был и все отлично знаешь?
И опять по новой все это?!
-После "Брата" вы хотели бы сняться где-нибудь еще
и сыграть не самого себя, а, может быть, что-либо другое, серьезное?
-Да можно было бы, в принципе. Я, в общем, не фанат кино в том
смысле/чтобы в нем участвовать. Я очень люблю кино как процесс,
как зритель. Поэтому я особенно не рвусь. И все, что в моей
жизни происходило связанного с кино, -это, как правило, люди,
которых я знал лично и они меня приглашали. Когда просто так
пришел и прозвучало: "Давай снимешься", а были моменты,
когда приглашали изначально, как у Балабанова.
-А в качестве кого вы хотели бы предстать на экране?
-Не знаю, мне все равно. Конечно, было бы здорово сыграть в
сказке или комедии.
-В конце 80-х - начале 90-х рокеры собирали огромные аудитории,
работая на стадионах вживую...
-Да не только рокеры. Это вообще была тенденция к глобализму...
-Так вот сейчас все более камерно: клубы, небольшие залы. Вы
не испытываете чувства ностальгии по тому времени?
-Я особенно не уповаю на это, но и не вычеркиваю. Всему свое
время. Вполне возможно, что... Мы играем большие залы, но реже,
чем раньше, конечно. Раньше это вообще было престо обязанностью
играть стадионы.
-Как вы относитесь к рок-фестивалям?
-Вы знаете, есть очень интересные фестивали. Вот в Екатеринбурге
проходит под названием "Старый новый рок". Он сейчас
точно популярный, потому что они со всех городов приглашают
и не стесняются. И смешивают и старых, и новых, и вообще неизвестных.
Там Шахрин всем этим заведует, культурной частью. Он худрук
всего этого фестиваля. Я в прошлом году в нем принимал участие
и в этом году буду. Один просто. Не знаю, что я там буду делать
в качестве гостя.
-А дуэтом не хотелось бы спеть?
-Дуэтом... Я не то, чтобы рвусь это сделать. Потому что это
такая исхоженная тема сейчас. Знаете, такая застиранная. Но
в принципе у нас намечается дуэт с Чичериной. Я не знаю, во
что это выльется. Есть песня, и клип собирались снимать. Увидеть
вы это сможете, когда он будет готов. -А когда он будет готов?
-Этого никто не знает. Этих режиссеров по Москве поймать просто
невозможно. Я на. гастролях, они что-то снимают. Поэтому это
такой процесс сумбурный, что никто даже не задается вопросом,
когда это произойдет. Так только, планы строят...
Пресс-конференция подошла к концу. Отведенные на беседу 15 минут
пролетели быстро и незаметно. Так бывает всегда, когда собеседник-звезда
интересен и приятен. В конце'разговора Вячеслав поздравил город
Петропавловск с наступающим Новым годом, пожелал любви и здоровья.
И еще передал привет от-известного нам-дьякона'Андрея -Кураева,
чей приезд к нам вскоре ожидается. Это, кстати, стало толчком
к последнему этапу разговора -о приходе Бутусова к религии.
Ведь христианская тематика в его творчестве периодически возникала
да и на пресс-конференции музыкант дважды упомянул о своем особом
отношении к православию. Вячеслав подтвердил сложившуюся у журналистов
точку зрения и в связи с этим отверг слух о его так называемой
причастности к какой-то секте. Эта сплетня муссируется в прессе
уже, наверное, лет 10, так как больше, по мнению Вячеслава,
говорить о нем нечего. По его словам, единственной сектой, тоталитарной,
в которой он состоял в качестве комсорга, был ВЛКСМ. И то это
произошло насильственным образом, когда он пришел работать на
производство по окончании института и на молодого специалиста
как- на козла отпущения свалили всю нагрузку. Что касается планов,
то их много. И в творческом направлении, и в отношении гастролей.
Например, в марте-апреле "Ю-Питер" и Бутусов собираются
в Америку, которая давно уже увековечена Вячеславом в его знаменитом
хите.
.. .А спросить хотелось еще о многом. В том числе и о политических
пристрастиях рок-музыканта. Ведь коллектив приехал в Петропавловск
в день выборов в российскую думу. Но объять необъятное невозможно.
Остается только надеяться, чгабыв-ший капитан легендарного "Наутилуса"
когда-нибудь вновь посетит наш город. Кто верит, тот и свят...
Вероника ЖИРНОВА
P.S. Что касается дальнейших планов концертно-продюсерского
центра "Инкар", то петропавловцев до конца месяца
еще ожидают подарки. Так, 23 декабря наш город собирается посетить
с сольным концертом звезда российской эстрады Ирина Аллегрова
в сопровождении шоу-балета "Аллегро". И поклонники
ее творчества загодя могут готовить ладоши для аплодисментов,
а кошельки - для приобретения букетов. Как говорится в рекламе,
спешите узнавать про билеты