- Главная

- Предложение
- Оборудование
- Фотоальбом
- Статьи
 

Охарактеризовать ее творчество в двух словах невозможно. Слишком много противоречий. Бесспорно, стильная певица с хорошо развитым чувством вкуса, сильным, завораживающим голосом и гармонично меняющимся имиджем. Это с одной стороны. С другой - своеобразный репертуар, поклонниками которого является лишь небольшая часть аудитории. Танго, буги, классические рок-н-ролльные ритмы у нас действительно любят не все, и лишь немногие готовы их принять вне яркого сценического действа. Однозначно и не поддается сомнению одно: она яркая, она талантливая, она неповторимая. Она просто Лайма Вайкуле.


Ее концерты прошли в Петропавловске 12 и 13 марта. Точнее, 12-го Лайма выступала на корпоративной вечеринке компании "Аксесс Энер-го°, устроенной предприятием в честь 5-летия работы на североказахстанском энергетическом рынке. На следующий день ее выступление городу помог увидеть концертно-продюсерский центр "Инкар", организовавший двухчасовой концерт в театре им.Погодина. И уже по этим двум выступлениям можно было судить о неоднозначном отношении к творчеству певицы. Мнения зрителей полярно разделились. Их амплитуда колебалась от абсолютного неприятия и эпитетов "полная чушь' до восторженного восхищения увиденным шоу. Надо заметить, что отрицательная оценка в большей степени относилась к первому выступлению певицы. Мнргие из сотрудников компании "Аксесс Энерго" действительно остались недовольны выступлением Вайкуле. Отчасти реабилитировать неудавшийся, по мнению большинства, концерт может лишь то, что в Петропавловск певица прилетела, отработав два больших "сольника" в государственном концертном зале "Россия" в Москве. Причем прошли они 10-11 марта, а уже 12-го вечером она выступала у нас. Конечно, здесь сказалась обыкновенная физическая усталость. Но зато на другой день петропавловской публике удалось увидеть по-настоящему качественное представление, подтвердить которое вполне могла бы профессиональная музыкальная печать качества, если бы таковая существовала.
Впрочем, столь разное отношение к личности и репертуару певицы объясняется не разной степенью успешности ее концертов. Они лишь иллюстрируют и подтверждают сложившийся стереотип. Дело в том, что Лайма Вайкуле была чуть ли не единственной из советских певиц, кто не рвался на большую сцену, исполняя при этом серию натянуто-патриотических песен. Начиная свою карьеру в начале 70-х, она сделала ставку на шоу с его изысканными требованиями и своеобразными музыкальными пристрастиями. Лайма ставила утонченные эстрадные номера, искусно сочетая музыку, слова и танец. В результате певица прошла хорошую школу профессиональных варьете Юрмалы и Риги, где проработала в общей сложности более 15 лет. И, может, именно такой неординарный путь к союзному успеху стал причиной того, что Вайкуле попала на большую сцену лишь после 30-ти. Тогда, когда остальных звезд, ее ровесников, все уже давно знали в лицо. Самым первым грандиозным ее успехом стала высшая награда на международном фестивале песни "Братиславская лира", которую она завоевала в Чехословакии в 1987 году. Потом был дебют на "Песне года" в Вильнюсе с песней "Ночной костер" и побивший все рекорды популярности дуэт с Валерием Леонтьевым. Вайкуле никогда не шла проторенными дорожками, нещадно эксплуатируя свой сложившийся имидж. Зрители едва успевали привыкнуть к одному ее облику, как непредсказуемая Лайма представала перед ними уже совершенно в ином образе. Из длинноволосой блондинки она превращалась в знойную коротко подстриженную брюнетку, а еще через какое-то время вдруг становилась рыжей. И каждый раз ее образ гармонично соответствовал ее изменяющейся сути - столь тщательно певица выбирала подходящие ей музыкальные номера. По большому счету, за всю свою карьеру она работала только с признанными мастерами. Одними из постоянных ее авторов являются Игорь Крутой и Раймонд Паулс. Первый подарил ей программу "В стиле танго", которую Вайкуле и представила петропавловцам. Точнее, она исполнила из нее около пяти песен, предварив свое выступление словами: "Выбирая танго, я ориентируюсь на свои ощущения. Дело не в ритме, дело в настроении". И это действительно так: в одном из своих интервью Лайма призналась, что испытывает к этому танцу особую любовь. Танго - это самый сильный, хороший, яркий образ, интересно сочетающийся со сценой и прекрасно характеризующий человека. По ее мнению, жизнь любого человека можно назвать "танго". Все эти чувства певица и попыталась перенести на сцену. Ее первый номер с ярко выраженным ритмом аргентинского танго сменился задорным "Акапулько", а далее следовали романтичное "Я скучаю без тебя" и зажигательный "Латинский квартал". Концерт шел как бы по нарастающей, он напоминал любовные переживания человека, пересекаясь со всеми стадиями любовной лихорадки: от начинающегося интереса до вспышек ревности и грустной нежности. Впрочем, хорошее шоу всегда подразумевает определенную долю интимности с той только разницей, что в роли возлюбленного эстрадной певицы выступает зритель, которому она отдает свое сердце. Об этой своей любви к публике Вайкуле скажет сама, уверив, что как бы ни старались артисты отгородиться от поклонников и зрителей, утверждая, что им их мнение безразлично, все равно они без них не могут и певцам очень важна зрительская реакция. "Иначе для чего мы вообще работаем?" - закончила артистка. Она вообще вела себя исключительно дружелюбно по отношению к залу. Нельзя сказать, что Лайма демонстрировала высшую степень откровения, раскрывая какие-то подробности своей личной жизни -таких комментариев попросту не было, - но со зрителями звезда общалась охотно, рассказывала, как появилась в ее репертуаре та или иная песня и почему она хочет ее исполнить. Она не была против фото и видеосъемок ее выступления и с искренней благодарностью принимала цветы. От заданного ей дружеского тона общения Вайкуле отклонилась всего лишь один раз, когда вначале второго отделения довольно строго поинтересовалась у зрителей, не считают ли они ее выступление, образно говоря, халтурой. Дело в том, что во время перерыва Лайма услышала в коридоре нелестный для себя комментарий. Мол, она тут просто рот открывает. О чем незамедлительно поинтересовалась у публики со сцены. А чтобы окончательно разубедить сомневающихся, без сопровождения пропела куплет из "Акапулько". Хотя певица ни от кого с самого начала и не скрывала, что музыкальное сопровождение на ее концерте звучит под фонограмму. Звезде физически невозможно было привезти к нам в город свой оркестр. Даже если бы это и произошло, сомневаюсь, что северока-захстанцы потянули такой проект финансово. Цена билетов в данном случае была бы гораздо выше. Но от того, что оркестр звучал в записи, горожане ничего не потеряли. Качество звука было великолепным, а сама певица работала вживую. Фонограмма даже расширила перед петропавловцами возможности репертуара Лаймы, позволив услышать такие композиции, как "Прощай" и "Просто так", которые Вайкуле исполняет вместе с дуэтом "Чай вдвоем" и Валерием Сюткиным. Относительно бывшего солиста "Браво" можно сказать, что мы вообще услышали чуть ли не премьеру песни: дебют этого дуэта состоялся на сольном концерте в ГКЗ "Россия". Причем появлению песни предшествовала следующая история: как-то Лайма поспорила с Сюткиным о том, что в наше время никто ничего не делает безвозмездно. В результате появилась песня "Просто так": "...которую Валера исполнил со мной за просто так", - завершила свой рассказ певица.
В общем, роман со зрителем у Вайкуле развивался весьма успешно. Агутинская "Эй, крошка!" ("подаренная мне Леней еще до того, как он начал встречаться с Анжеликой", - прокомментировала Лайма) сменялась романтической "Гранатовые зерна", а на смену ей спешили рок-н-ролльная "Кто там?" и напевная "День святого Валентина", которую, по словам певицы, она исполняет в любое время года в качестве напоминания мужчинам о любви. Впрочем, такому удачному развитию отношений между залом и Лаймой немало поспособствовал и ее балет. Те, кто хоть раз смотрел по ТВ записи выступлений певицы, поймут, о чем я говорю, Вайкуле всегда тяготела к театрализованному подходу в построении номеров. Она выстраивала песню, как шоу, заставляя зрителей не только слышать, но и видеть ее основной подтекст. Может, именно благодаря такому двойному отношению к профессии знаменитая американская звукозаписывающая студия в 1992 году остановила свой выбор на Лайме, отобрав ее из десятков других российских певиц и заключив с ней выгодный контракт. В любом случае, балет всегда был неотъемлемой частью выступлений певицы, и возможности своих танцоров, да и свои собственные, Вайкуле продемонстрировала перед петропавловцами от и до. Взять хотя бы зажигательную песенку "Буги", где виртуозное музыкальное сопровождение Раймонда Паулса сочетается с почти акробатическими номерами девушек из кордебалета, к которым по ходу песни присоединяются парни-танцоры. Вместе с Лаймой они выдают такой сногсшибательный танец, что зрителю с трудом верится, что певице, выступающей на сцене, 31 марта исполнится уже 50, а несколько лет назад она в буквальном смысле была на краю гибели. О своей болезни певица, кстати, упоминала вскользь, говоря, что обязательным составным успеха в жизни считает движение.
Так что убедиться в том, что балет Лаймы Вайкуле на современной российской эстраде является одним из самых профессиональных, мы могли воочию. Тем более что многие из ее танцоров пришли к ней из школы Игоря Моисеева, признанного мэтра танца. Он был единственным, кстати, кто не простил Лайме переманивания его воспитанников. Но, помимо престижа работать с Вайкуле, ребят в ее коллективе привлекает и атмосфера дружбы и поощрения любых талантов. Чего, к примеру, только стоил момент, когда певица после того же "Буги" попросила одного из солистов балета исполнить "Зизу". Означало это вот что: парень представил, как песню Юрия Визбора "Изгиб гитары желтой" исполняла бы Лайма. Он так удачно сымитировал ее голос, что зритель практически не чувствовал разницы между его пением и двумя-тремя словами, что вставляла в текст Вайкуле. Импровизация была такой удачной, что зал взорвался аплодисментами. И если ощущение неразрывной связи между зрителями и певицей в первом отделении лишь установилось, то во втором оно было стабильно закреплено. Тем более что во время него Лайма исполняла такие знаменитые свои композиции, как "О чем играет пианист", "Лунный камень", "Легкой джазовой походкой", "Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно", "Ночной костер" и, конечно же, "Вернисаж", являющийся визитной карточкой певицы. Причем он был исполнен в финале концерта вместе с залом, как бы в подтверждение того, что роман между Петропавловском и Лаймой Вайкуле все же состоялся. Помимо успешной карьеры, артистке за годы работы удалось еще и реализовать себя в бизнесе. Лайма Вайкуле имеет свой собственный косметический салон и является официальным представителем одной японской косметической фирмы по уходу за волосами на территории Латвии, Литвы и России. Кроме этого, она активно снимается в телевизионных постановках, буквально в эту новогоднюю ночь на экраны российских телевизоров вышел мюзикл "Снежная королева", где она исполнила роль холодной красавицы, а в январе на канале НТВ стартовала программа "Собачья жизнь" с ее участием. Точнее, Лайма стала ее ведущей, тем самым окончательно утвердив за собой репутацию заядлой собачницы. В общем, личность она достаточно яркая и разносторонняя. К сожалению, нам не удалось с ней лично пообщаться: уже через 45 минут после окончания выступления певица покидала наш город. И тем более журналистам было больно наблюдать, когда в гримерную певицы прошла группа лиц, допущенных местной охраной. Народ спешил запечатлеть себя на фоне звезды, тем самым теша свое мелкое тщеславие. Согласитесь, странно найти такому желанию сфотографироваться с артистом какое-либо другое объяснение, кроме заурядного: "Да вот я после концерта захожу к Лайме"... Ведь на фоне великого всегда ощущаешь и собственную значимость. Но не будем судить публику строго. В конце концов, кесарю - кесарево. Просто хотелось бы, чтобы это время было бы использовано с большой для прессы пользой. Но остается себя утешать тем, что мы увидели прекрасный концерт и, несмотря на разницу во мнениях, многие из петропавловцев теперь могут сказать: "Я слушал великую Лайму".


Вероника ЖИРНОВА
 

 

Гостевая,

здесь вы можете задать нам вопрос, на который мы обязательно ответим или написать, каких исполнителей вы хотели бы услышать на следующем концерте

Контакты
mailto: incar2003@mail.ru

     
Hosted by uCoz